Радиоуправляемые модели вертолетов

Радиоуправляемые модели вертолетов

Модели вертолетов пришлись по душе очень многим почитателям авиамоделей. Радиоуправляемые вертолеты стали не только прерогативой серьезных авиамоделистов, занимающихся пилотированием копийных моделей. Но и также получили огромную популярность как средство развлечения, просто игрушка, забава для детей и взрослых.

Сейчас производятся наряду с большими вертолетами с ДВС микромодели на электродвигателях, которыми можно управлять в помещении, обычной квартире, без особого риска устроить разгром.

Радиоуправляемые вертолеты бывают комнатные, микро вертолеты, с ДВС, аккумуляторные, сделанные из пенопласта или из пластика. Для управления вертолетами используется различная по сложности аппаратура – от самой простой, двухканальной, до продвинутой, четырех и шестиканальной аппаратуры, позволяющей выполнять самые сложные фигуры пилотирования.

Модели вертолетов различают по схеме компоновки винтов: они бывают сосной схемы и стандартной схемы ( с двумя роторами). Стандартная схема – это когда у вертолета имеется два винта – основной и хвостовой. Модели такой компоновки перемещаются вверх-вниз и вправо-влево. А перемещение вперед или назад осуществляется за счет наклона корпуса модели. Управление такими моделями требует определенных навыков и достаточного пространства для пилотирования. Модели с сосной схемой имеют не менее двух винтов, расположенных на одной оси и вращающихся в разные стороны.

У таких моделей отсутствует хвостовой винт. Управление моделями с сосной схемой расположения винтов намного проще, с им справится даже новичок и такие модели можно пилотировать в помещениях.

Радиоуправляемые вертолеты различают по типу силовой установки: ею может быть ДВС - 2х-тактный калильный двигатель внутреннего сгорания или электрический бесколлекторный двигатель в связке с литий-полимерной аккумуляторной батареей. Электрический вариант силового оборудования имеет большее распространение в связи с простотой использования и относительной дешевизной установки. Также, на модели вертолетов устанавливают бензиновые и турбореактивные двигатели – но такие варианты встречаются значительно реже.

Радиоуправляемые вертолеты с калильными ДВС

ДВС (работающий на смеси нитрометана, метанола и касторового/синтетического масла) вертолёты делятся на классы, в зависимости от объёма двигателя:
30 класс, объём двигателя 0,30 куб. дюйма (5,5 см³)
50 класс, объём двигателя 0,50 куб. дюйма (8,2 см³)
60 класс, объём двигателя 0,6 куб. дюйма (10 см³)
90 класс, объём двигателя 0,9 куб. дюйма (15 см³)

Чем больше объём двигателя, тем длиннее лопасти он может раскрутить, следовательно и сама модель крупнее. Время полёта таких вертолётов от 7 до 14 минут, в зависимости от объёма двигателя, тюнинга и стиля пилотирования.

Модели вертолетов с бензиновыми ДВС

Вертолёты с бензиновой силовой установкой являются довольно неплохой заменой калильным ДВС, к плюсам можно отнести:
Меньший расход топлива.
Дешевизну бензина (примерно в 20 раз дешевле) относительно топлива для калильных ДВС.
Относительную «чистоту» выхлопа (вертолёт и его оборудование остаётся достаточно чистым после полётов).
Высокую продолжительность полётов.

К минусам же можно отнести:
Большие размеры: вертолёты с бензиновым ДВС — это модели класса 90 ввиду больших размеров установки.
Не очень большая тяговооружённость: бензиновый двигатель гораздо тяжелее калильного, а прибавка в мощности не столь велика. Так что при размерах 90 класса, модель получается довольно вялая.
Сложность конструкции в целом и, зачастую, необходимость переделки рамы для установки двигателя. Большое количество минусов с лихвой покрывают эти плюсы, поэтому модели с бензиновым ДВС не обрели столь широкую популярность среди моделистов.

Вертолеты с электродвигателями

Раньше электрические вертолёты использовали в основном в помещении ввиду малого размера и отсутствию выхлопа. За последние пару лет появились в продаже большие модели электровертолётов, ориентированных для полёта на открытых пространствах и исполнению сложных манёвров. Так же этот вид моделей полюбили из-за практически беззвучной работы двигателя. ДВС вертолёты также возможно переделать в электро с помощью специальных наборов(китов) или вручную.
Самый маленький РУ электровертолёт в мире (по версии Мировых Рекордов Гиннеса 2006) — Picooz Extreme MX-1, который продаётся во многих магазинах с игрушками (надо заметить, что этот вертолёт управляется при помощи инфракрасного излучения, а не радио волн).

Модели радиоуправляемых вертолетов с турбореактивными двигателями

В моделях вертолётов, так же могут использовать и турбореактивные двигатели. В целом устройство довольно просто: поток воздуха от турбины попадает на крыльчатку винта, который в свою очередь передаёт крутящий момент на основной ротор. Но проблема заключается в том, что для правильной работы турбины, необходимо установить большое количество дорогостоящей электроники для управления подачей топлива, температурой, оборотами и дросселем. Ввиду этих фактов, турбины используют в вертолётах крайне редко и в основном в моделях копиях, для создания большей реалистичности.