Модели радиоуправляемых самолетов

Модели радиоуправляемых самолетов

Модели летательных аппаратов существуют практически столько же, сколько и сами летательные аппараты. Но, разумеется, модели самолетов прошлых лет не могут идти ни в какое сравнение с моделями, которые предлагаются сегодня, даже если речь идет о 10-20 годах. На сегодняшний день авиамоделирование сделало огромный шаг вперед. Сейчас радиоуправляемые модели самолетов различаются как копии и полукопии (настоящих самолетов), акробатические модели, тренеры ДВС, планеры, большие авиамодели. Все эти модели самолетов отличаются по размеру, типу фюзеляжа, строению отдельных деталей (хвостовых, шасси, крыльев). Самолеты имеют различное количество моторов, но все же главным отличием моделей является тип двигателя.

Модели самолетов оснащают или электромотором, или двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Электромотор  работает за счёт заряда аккумулятора. Такие модели гораздо проще в подготовке и эксплуатации, они не требуют горючего и являются малошумящими.

Время полета модели зависит от заряда аккумулятора – его емкости и потребления энергии элетродвигателем. Обычно время полета составляет 10-15 минут.

Второй тип силовой установки авиамоделей — это двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Разумеется, эксплуатация такой модели значительно сложнее, нежели использование модели с электромотором. Она требует определенных навыков, кроме этого, новый ДВС нужно «обкатывать» и периодически проводить ТО. Но модели с ДВС сравнительно с электромоторами обладают большей мощностью, развивают большую скорость, что компенсирует хлопоты с силовой установкой.

Также модели самолетов различают по материалам, из которых они изготовлены. Сейчас всё чаще используется бальза, а раньше в ход пускалась только клееная фанера. В более сложные моделях шасси делают из легких сплавов или алюминия. В некоторых случаях шасси и вовсе нет, если это модель для запуска с руки. Импеллерные модели самолетов изготавливают из пенопласта.

Управление моделями самолетов осуществляется с помощью пультов. Они бывают различных типов. Простейшие – 2-канальные, подходят для управления самыми простыми моделями самолетов. С их помощью невозможно выполнять серьезные пилотажные фигуры. Более сложные – 3-х и 4-х канальные пульты управления являются более прогрессивными и уже позволяют пилотировать «серьезные» модели. Такая аппаратура управления рекомендуется для новичков. Профессиональной же аппаратурой считается 6-канальная. Такой пульт очень чувствителен ко всем командам. С его помощью можно заставить модель совершать головокружительные пилотажные трюки на самом высоком уровне. Конечно, управление с помощью такой аппаратуры требует определенной подготовки.

Самые аскетичные модели самолетов оснащаются только необходимыми для совершения полетов механизмами и устройствами. Но более сложные имеют бортовые огни, звуковое сопровождение и так далее – такие модели более реалистичны. Отдельным типом идут радиоуправляемые модели самолетов-амфибий. Такие аппараты и плавают, и летают.

Модели самолетов различаются по размеру. Существуют огромные копийные модели с размахом крыльев в 3 и даже 5 метров. Как и микромодели, помещающиеся на ладони. Авиамодели не изготавливают и не классифицируют по масштабам, как автомодели, но все же, начинать мы рекомендуем с небольших моделей, весом в 500-800 грамм, на которые не требуется много топлива (если ДВС), продолжительность полета довольно высока (если электромотор), а кроме того, модель устойчива к сносу ветром.

Управлять профессиональными моделями самолетов подчас не намного проще, нежели настоящим летательным агрегатом. А стоимость самих моделей достаточно высока. Поэтому часто моделистам предлагается к приобретению компьютерный симулятор, с помощью которого можно получить необходимые начальные навыки управления моделью и при взлете-посадке чувствовать себя более уверенно.  

Радиоуправляемые модели самолетов предлагаются к приобретению как в полностью собранном виде, так и в наборах для моделирования. Часто к базовым моделям предлагается приобрести двигатель и аппаратуру управления по своему вкусу, что дает возможность улучшить летные характеристик и управляемость моделей. Строго говоря, четкой границы между радиоуправляемыми самолетами - игрушками и серьезными моделями нет, сейчас выпускаются как очень сложные и дорогие радиоуправляемые игрушки, мало чем отличающиеся от моделей, так и максимально упрощенные радиоуправляемые модели, которые можно приравнять к игрушкам.
На сегодняшний день радиоуправляемые модели летательных аппаратов имеют следующую классификацию:  
1. спортивные — предназначенные для участия в соревнованиях,
2. хоббийные — предназначенные для тренировок, игр и активного отдыха.

Спортивные модели отвечают современным требованиям и ограничениям своих классов, они воплощают в себе новейшие достижения технологии в области материалов, двигателей, источников энергии и микроэлектроники, они легкие, прочные и надежные, но сложнее в управлении и достаточно дорого стоят.

Хоббийные и тренировочные радиоуправляемые модели летательных аппаратов стоят значительно дешевле, не так сложны в сборке и эксплуатации, прощают ошибки управления, на них устанавливают все основные учтройства и узлы исходя из доступности - попроще и подешевле. Вообще летающие модели, или авиамодели — подразделяются на модели самолетов, модели вертолетов и модели планеров.

К радиоуправляемым спортивным моделям по правилам FAI относятся модели таких классов:

  1. F3A — пилотажные модели самолетов
  2. F3B — кроссовые планера
  3. F3° C — модели вертолетов
  4. F3D — гоночные модели
  5. F3F — горные планера
  6. F3J — планера-парители
  7. F3K (HLG, DLG)- метательные планера
  8. F5B — кроссовые электролеты
  9. F5J — парители с электромоторами
  10. F4° C — авиамодели-копии

    К хоббийным моделям относятся:

  1. учебные и тренеровочные модели
  2. модели-полукопии
  3. модели типа «паркфлай» для полетов на ограниченной территории
  4. комнатные модели
  5. модели типа «фанфлай» для выполнения экстремального 3-D пилотажа
  6. радиоуправляемые парапланы
  7. радиоуправляемые дельтапланы
  8. упрощенные модели вертолетов

Выше приведенная классификация поможет вам определиться с выбором модели и лучше разобраться в нюансах авиамоделирования.