Карбюраторы для радиоуправляемых моделей
24 ноября 2013 г. |
Правильно настроенный карбюратор ДВС для радиоуправляемых моделей – это один из важных факторов вашей победы в соревнованиях. Можно даже сказать – это весомый залог победы! И если коленвал и поршневая – это «сердце» вашего ДВС, то карбюратор – это «легкие», обеспечивающие «дыхание» мотора, его динамику. Скажем сразу – настройка карбюратора может стать не самым простым делом для новичка, но ее просто необходимо освоить, иначе не видать вам побед. ![]() Чтобы понять, как настраивать карбюратор, следует досконально разобраться в его функционировании. Карбюратор – это устройство, регулирующее воздушно-топливную смесь, поступающую в ваш двигатель. Поток поступающего в двигатель воздуха регулируется дроссельной заслонкой. Перемещая курок газа вы изменяете положение заслонки, уменьшая или увеличивая воздушный поток. Топливо же, поступающее в мотор, регулируется иглами (максимально – тремя). По своей сути, иглы – это винты с заостренным кончиком. ![]() Этот кончик входит в специальное отверстие в канале подачи топлива. Поднимая и опуская иглу, вы добавляете или убавляете интенсивность подачи топлива в ДВС. Все карбюраторы оснащены, как минимум, иглой низких и иглой высоких оборотов. Кроме этого существует третья игла – игла топливной смеси средних оборотов. По сути своей, игла – это тип золотника, ее еще называют агрегат «игла и гнездо». От положения иглы в «гнезде» зависит интенсивность потока горючего. По мере закручивания (опускания) иглы, поток горючего, поступающего в двигатель, уменьшается. Новичку может показаться, что достаточно один раз отрегулировать смесь, выставив ее идеально, после чего двигатель всегда будет работать в оптимальном режиме. ![]() Увы, это не так. Внешняя температура, влажность, качество заправленного в бак топлива и даже давление атмосферы – все это изменяющиеся факторы. Поэтому и работа двигателя в конечном счете изменяется из-за этих факторов. Каждый раз, выехав на покатушки или соревнования, необходимо регулировать работу карбюратора, добиваясь от ДВС оптимальной производительности. Конечно, некоторые производители карбюраторов указывают рекомендуемые установки игл, но эти установки в различных погодных условиях могут значительно отличаться от оптимума (до одного оборота иглы в ту или иную сторону и более). Поэтому каждый моделист должен знать, какие регулировки нужно произвести для получения максимальной производительности ДВС в зависимости от изменений погоды. Это может дать вам значительное преимущество на соревнованиях. Игла высоких оборотов (расположена у впускного соединительного фитинга, внутри кожуха) отвечает за регулировку кол-ва топлива, которое поступает в ДВС при движении модели, на любой скорости. Вращение главной иглы (иглы высоких оборотов) против часовой стрелки увеличивает количество поступающего в мотор топлива, смесь обогащается. При вращении по часовой стрелке, количество поступающего в двигатель топлива уменьшается (смесь обедняется). Так как на холостом ходу (низкие обороты) топливной смеси, поступающей через главную иглу, будет слишком много, в карбюраторы устанавливается игла холостого хода (или игла низких оборотов). Эта игла располагается внутри цилиндра или же внутри ползунка карбюратора. За счет такого расположения она эффективно работает лишь на холостом ходу или при небольшом «открывании» карбюратора. Стоит вар приоткрыть значительно дроссельную заслонку, как игла низких оборотов полностью выходит из «гнезда», чем открывается полное течение топлива от главной иглы. Положение этой глы также нужно отрегулировать до оптимального, т.к. при чрезмерно богатой смеси мотор будет переполнен горючим и качество холостого хода, как минимум, ухудшится, а как максимум, у вас зальет топливом свечу и мотор заглохнет. И чем богаче смесь, тем быстрее мотор остановится. Слишком бедная смесь же способствует образованию провалов, которые не дадут вашей модели нормально ускоряться. Для начинающих моделистов предлагаются ДВС с фиксированной иглой холостого хода. Это упрощает настройку карбюратора, сводя ее к лишь выбору положения главной иглы. На профессиональном уровне предполагается настройка обеих игл, но это требует от моделиста больших навыков. Наличие третьей иглы в карбюраторе позволяет отрегулировать до оптимума средние обороты. По сути, третья игла – это не игла, а регулируемое «гнездо». Она используется в ползунковых карбюраторах. Ее наличие позволяет более тонко настроить подачу топлива при открытии газа на 1/4-1/3. За счет этой иглы моделист может оптимизировать работу карбюратора в среднем диапазоне оборотов. ![]() Типичный карбюратор на 3-х иглах: 1- главная игла; 2 – игла низких оборотов; 3 – третья игла (регулируемый топливный впуск). Топливный впуск выставляют на полный поток при 1/3 газа. При наличии третьей иглы необходимо проводить регулировку иглы холостого хода и «гнезда» в одном направлении. Т.е. – опускание и поднимание этой пары нужно проводить синхронно (например, вниз или вверх на 2 оборота). Наличие третьей иглы предполагает достаточную опытность настройщика карбюратора. Еще одна важная часть карбюратора – это трубка Вентури – отверстие, через которое воздух поступает в двигатель. Форма трубки напоминает песочные часы. Это сделано для того, чтобы увеличить скорость прохождения воздуха в центре трубки (там расположена затворка – это может быть ползунок или цилиндр). За счет этого сужения образуется зона низкого давления (вакууюм), позволяющий всасывать воздух в двигатель более эффективно. За счет трубки Вентури происходит эффективное распыление топлива. ![]() Виды карбюраторов Для модельных ДВС выпускают, преимущественно, карбюраторы двух типов: роторные и плунжерные. Роторный карбюратор более используется в ДВС с малым объемом – от .12 до .15 кубических дюймов. Особенно «прижились» такие карбюраторы в двигателях для авиамоделей. Роторный карбюратор в центре своей конструкции имеет горизонтальный цилиндр с отверстием (поперечным). При вращении этого цилиндра (ротора) открывается отверстие (в большей или меньшей мере) и через него в двигатель проходит воздух. Роторные карбюраторы более просты и легки, нежели плунжерные и они более эффективны на маломощных ДВС. У плунжерного карбюратора имеется больше компонентов, чем у роторного. Центральный цилиндр такого карбюратора сплошной, а регулировка потока воздуха осуществляется смещением цилиндра из трубки Вентури. Такая конструкция больше подходит для мощных двигателей, она обеспечивает лучший отклик мотора при смещении курка газа. |
« все статьи |