Что нужно знать об эксплуатации ДВС для моделей

 
21 ноября 2013 г.
Новички в моделизме, решившие сосредоточить свое внимание на моделях с ДВС, нередко считают, что силовая установка – это чуть ли не крепкое неубиваемое устройство, которому все нипочем. В результате первый же опыт эксплуатации моделей с двигателями внутреннего сгорания оказывается печальным, хотя и весьма поучительным. Модельные моторы очень легко «убить» при неправильных настройках, неверной эксплуатации или при невнимательном отношении.



При этом на вышедшие из строя ДВС по халатности моделиста не распространяется гарантия.
Новичкам нужно знать некоторые базовые положения о моторах и понимать, что модельные ДВС способны достигать до 40000 об/мин. Представьте на миг, какие нагрузки при таком вращении вала переносит мотор? К примеру, рабочая частота вращения мотоциклетных двигателей в среднем не превышает 5-7 тыс об./мин. 

Понимание степени нагруженности мотора, его нормальной работы или функционирования с отклонениями по звуку приходит с опытом. Поэтому новичкам следует уделять повышенное внимание измеряемым характеристикам, таким как зазор от мотыля коленвала до шатуна, рабочей компрессии и т.д.
При отсутствии достаточной компрессии вы просто не запустите двигатель, а увеличенный зазор может привести к поломке. 

Необходимо «питать» ваш ДВС только качественной топливной смесью, так как подавляющее большинство отказов происходит именно из-за низкого качества топлива.


Внимательно изучите и строго соблюдайте рекомендации по настройке карбюратора, периодически проверяйте состояние воздушного фильтра, следите за износом движущихся частей мотора.

Помните: нитрометан активен! Он вступает во взаимодействие с металлическими элементами ДВС, поэтому старайтесь никогда не оставлять остатков топлива внутри мотора после использования модели. 
Для удаления остатков топлива лучше всего завести ДВС, дать ему немного поработать и перекрыть подачу горючего, проследив, чтобы мотор сжег все остатки вплоть до его остановки.
 
Если у вас нет достаточных навыков в обращении с ДВС, лучше всего обратитесь в сервисный центр профильного магазина, где вам помогут и дадут необходимую консультацию. 

При использовании ДВС в жестких условиях следует заменять шатун мотора после использования каждых пяти литров горючего, так как шатун переносит самые большие нагрузки при работе. Замена шатуна – процесс, требующий навыков, опыта. Эту процедуру также лучше всего проводить в сервисном центре (в профильной мастерской). 

За состоянием воздушного фильтра легко следить самостоятельно: нужно всегда проверять, что вы его банально не потеряли, он не слетел и надежно держится, его состояние рабочее и фильтр пропитан маслом. 
Большинство моделистов с накоплением опыта переходит к самостоятельному ремонту ДВС.



 При этом выполняйте следующие процедуры:

- перед вскрытием мотора его необходимо тщательно очистить от грязи, пыли, нагара;
- используйте качественный инструмент, тогда у вас разборка-сборка будет проходить быстро и без неприятных сюрпризов;
- старайтесь не обходиться полумерами: если вы видите, что поршневая вашего ДВС изношена, вероятнее всего, в таком же неприглядном виде находится и мотыль коленвала, и шатун, поэтому не ленитесь проверять все движущиеся части, а при необходимости – менять их на новые;
- при поломке ДВС необходимо в обязательном порядке тщательно проверять состояние всех движущихся частей и рабочей поверхности цилиндра ДВС;
- осматривая мотыль коленвала, проверяйте на номинальность его диаметр и овальность (размеры мотыля указываются в сопроводительных бумагах производителя);
-  не заменяйте лишь только шатун, если диаметр мотыля уменьшился – это может привести к разрушению поршня и шатуна;
- при замене поршневой пары, настоятельно рекомендуется менять и шатун, с обязательной проверкой состояния коленчатого вала и мотыля;
- меняя поршневую пару, уделите внимание правильной установке стопорных шайб поршневого пальца, иначе эти шайбы могут в процессе эксплуатации выскочить, а это – немедленный выход ДВС из строя.

В заключении можем рекомендовать проводить первые самостоятельные ремонты ДВС для радиоуправляемых моделей под «присмотром» опытного товарища. Это поможет вам избежать фатальных для мотора ошибок и приобрести навыки. 


« все статьи