Аппаратура радиоуправления для моделей: приемники (часть II)
30 октября 2013 г. |
В предыдущей части мы осветили вопросы видов и типов приемников для радиоуправляемых моделей, частоты, на которых они работают, некоторые особенности эксплуатации. В продолжении мы опишем устройство приемника, методы борьбы с радиопомехами и расскажем об аппаратуре нового поколения. Радиоприемник для модели, чаще всего, размещается в небольшом корпусе. ![]() Сам приемник выполняется на одной печатной плате, к которой крепится антенна. Для подключения регуляторов хода и сервомашинок у приемника имеются разъемы, а также наличествует «гнездо» для установки кварцевого резонатора. По своей сути «приемник» - это два устройства в одном: сам приемник сигнала и декодер. Кварцевый резонатор (сменный) задает рабочую частоту (гетеродина). Питание (плюс) и масса подключаются к разъему на выходе декодера. Прогрессивные декодеры (PCM) содержат в себе модуль Fail-Safe, обеспечивающий возврат рулевой сервомашинки в заданное (нулевое) положение (у ряда устройств осуществляется еще и управление «газом»). Приемники периодически выходят из строя и чаще всего это связано с пренебрежительным отношением пилота к защите устройств от вибрации и, конечно же, при столкновениях, крушениях. Мы настоятельно рекомендуем обеспечивать хорошую амортизацию приемника губчатой резиной и поролоном. Наиболее уязвимым у приемника является кварцевый резонатор. ![]() Если после столкновения приемник не работает, в первую очередь следует сменить именно его – в ряде случаев замена помогает восстановить работу аппаратуры. Борьба с помехами Радиопомехи бывают внешними и внутренними. Что касается внешних, то борьба с ними уже была описана (подбор резонатора, установка более качественной и мощной радиоаппаратуры, кардинальная смена рабочей частоты за счет замены аппаратуры, смена места проведения покатушек или полетов и т.д.). Помимо внешних помех (эфирных), работе аппаратуры могут мешать и внутренние, собственные помехи модели. Самым типичным и тривиальным источником помех является коллекторный электромотор (для моделей, оснащенных такого типа двигателем). Для устранения помех от электромотора последний запитывают через специальные цепи помехозащиты, состоящие из шунтирующих конденсаторов и дросселей. Мощные электромоторы оснащают раздельным питанием (для двигателя и приемника) от разных источников. Применяют также оптоэлектронные развязки цепей управления (в регуляторах хода). Следует помнить: мощные электрические двигатели создают помехи независимо от их типа: коллекторные и бесколлекторные. Поэтому для моделей, оснащенных такими моторами, настоятельно рекомендуется применение опторазвязки для регуляторов хода и отдельной батареи для приемника. У моделей с бензиновыми моторами искровое зажигание есть источник помех в широком диапазоне. Чтобы защитить приемник от этого вида помех используют экранированные высоковольтные кабели, а также экранируют наконечник свечи и модуль зажигания. Системы зажигания, оснащенные магнето, также создают помехи (хотя эти помехи и меньше по уровню, нежели электронные). Для такого типа зажигания обеспечивают отдельное питание (не от бортового аккумулятора). Также не стоит забывать об элементарном пространственном разносе: систему зажигания и бортовую аппаратуру следует располагать максимально далеко друг от друга. Также источником помех являются сервомашинки. ![]() Особенно заметен их «фон» при установке мощных устройств и длинных соединительных кабелей. Для нейтрализации помех на кабель одевают ферритовые кольца (располагают вблизи приемника) или же используют фирменные кабели, уже оснащенные ферритовыми кольцами. Радикальным методом устранения помех от сервоприводов считается оснащение приемника и серв отдельными аккумуляторами, что не всегда возможно. Новый стандарт радиоаппаратуры В последние годы модельное сообщество массово стало переходить на радиоаппаратуру нового поколения, с новым частотным диапазоном – 2.4 ГГц. Эта радиоаппаратура, по сравнению с предыдущим поколением, обладает целым рядом преимуществ: - полностью цифровой стандарт обмена данными между приемником и передатчиком исключает необходимость подбора частот (о подборе кварца можно просто забыть, так как система сама выбирает свободный канал для организации связи передатчика и приемника, при этом работает устойчиво и надежно); - с изменением частоты уменьшилась необходимая длина для антенн, как у приемника, так и у передатчика; - за счет использования цифрового протокола можно эффективно бороться с внешними радиопомехами, при этом используя не только подбор рабочего канала, но и применяя различные цифровые фильтры. На сегодняшний день многие производители радиоаппаратуры для моделей стали массово выпускать устройства на частоте 2.4 ГГц. Но до сих пор единого стандарта для радиоаппаратуры этого класса не существует. О различиях между комплектами аппаратуры на 2.4 ГГц от различных производителей мы расскажем в нашей следующей статье. В заключении скажем несколько слов о таком явлении, как самодельная радиоаппаратура для моделей. ![]() Создание качественной современной аппаратуры своими руками – занятие непростое и не дешевое. В подавляющем числе случаев это просто не оправдано, ни по затратам, ни по конечному результату. Для тех же, кто причисляет себя к фанатам радиолюбительства и уверен в своих силах, дадим совет: при изготовлении комплекта аппаратуры очень тщательно проверяйте его работу, особенно передатчика. Неправильно работающий передатчик своими излучениями может сбивать с курса чужие модели и стать причиной их крушений. |
« все статьи |