Обслуживание коллекторных электродвигателей радиоуправляемых моделей
04 октября 2013 г. |
Электромоторы для радиоуправляемых моделей, как их альтернатива – ДВС, служат для приведения в движение плавающую, перемещающуюся по земле или летающую копию летательного аппарата, автомобиля, военной техники, катера или яхты. Как и двигатели внутреннего сгорания, электромоторы требуют к себе внимания и периодического обслуживания. Конечно же, на сегодняшний день производство электродвигателей для моделей развивается семимильными шагами и современные электромоторы стали значительно надежнее, прочнее, мощнее и долговечнее, нежели еще десятилетие назад. Однако уход и обслуживание электропривода никто не отменял. И чтобы ваша модель долгое время вас радовала, мы рассмотрим этот вопрос подробно. В первую очередь следует отметить, что качественный уход и обслуживание электродвигателя справедлив более по отношению к дорогим электромоторам, у которых ремонтопригодность на высоте. Дешевые же модели моторов, называемые моделистами «одноразовыми» (например Speed 400), стоимость которых не превышает 10-15 долларов проще менять, нежели ремонтировать. Далее, запомните аксиому: с течением времени (при постоянной эксплуатации) характеристики любого мотора ухудшаются. Это естественный процесс износа. Конечно же, замена мотора стоимостью 100 и более долларов – удовольствие не из дешевых, поэтому такие электродвигатели ремонтируют и продлевают их срок службы. ![]() Начните с регулярной чистки электромотора Сохранение характеристик двигателя на высоком уровне во многом зависит тот регулярной очистки щеток и коллектора. Эту процедуру желательно производить после каждой гонки. Так вы не только подготовите модель к следующему дню заездов, но и будете контролировать состояние наиболее подверженных износу частей мотора. Очистку производят с помощью специальных щеточек и стеклоткани. Скопившуюся внутри мотора пыль удаляют спреем. После очистки и промывки мотора, щетки устанавливают на место, а втулки смазываются маслом. После такой разборки не лишнее немного прикатать щетки (на протяжении 30 секунд, подключив двигатель через четыре банки аккумулятора, или же от стандартного аккумулятора, но через регулятор хода, установленный на ¼ газа). ![]() При этом мотор не нужно нагружать. После прикатки повторно очистить щетки и коллектор. Смазка щеток Для улучшения характеристик электромотора часто используются специальные смазки для щеток. Помните: если вы используете смазки для щеток, то вам будет необходимо промывать двигатель после каждого заезда. Это своеобразная плата за улучшение характеристик мотора. Если не производить промывку, характеристики мотора могут резко ухудшиться. Ни в коем случае не используйте смазку для щеток для смазывания иных узлов модели! Периодически меняйте щетки При постоянной эксплуатации модели замена щеток – это довольно частое и чуть ли не обыденное явление. ![]() Если вы участвуете в соревнованиях, вам нужно менять щетки как только их длина (начальная) уменьшится на половину. Для сохранения энергии контактные провода щеток припаивают. На маломощных моторах (например, 27-витковых) используют и механическое соединение винтами, однако помните – такие соединения – это место потерь энергии! После замены щеток их необходимо прикатать. Прикатка производится так, как было указано выше, на протяжении 5 минут. После прикатки не забудьте очистить щетки и коллектор. Протачиваем коллектор! Со временем коллектор электромотора радиоуправляемой модели покрывается нагаром и его необходимо протачивать. Проточка выполняется на специальном станке. Периодичность проточки определяется использованием мотора: если речь идет о спортивных заездах, то проточку выполняют с периодичностью через 2-10 заездов, в зависимости от марки мотора и состояния коллектора. Модифицированные моторы нужно протачивать чаще, стоковые способны откатать десяток заездов без существенного ухудшения характеристик. Станок для проточки коллекторов можно приобрести в магазине. Это приобретение «весом» в 150-250 долларов, но если вы серьезно увлекаетесь моделированием, то лучше все же станок купить. Так как он прослужит вам долгие годы. Если вы решили пока не приобретать станок, то проточку можно сделать в мастерской по ремонту радиоуправляемых моделей (такая мастерская работает при магазине RC-GO). ![]() Проточка коллектора – процедура токая, требующая внимания и навыков. Поэтому, возможно, лучше сразу обратиться к опытному мастеру, нежели выполнять проточку самостоятельно, особенно, если вы плохо представляете всю процедуру. ![]() Коллектор нужно проверять! Всегда проверяйте коллекторы на недорогих моторах, а также после проточки. Для этого мотор нужно запитать от источника 4 В и немного надавить чем ни будь на щетки (диэлектриком!). Если при этом вы почувствуете вибрацию, а мотор начнет вращаться быстрее, значит – коллектор недостаточно ровный. Если кривизна незначительна, ее можно компенсировать более мощными пружинами щеток. Если же значительна – попробуйте проточить коллектор. |
« все статьи |