Особенности эксплуатации аккумуляторных батарей различного типа

 
28 сентября 2013 г.
Правильное использование и уход за аккумуляторными батареями способны существенно продлить срок их эксплуатации. Зная особенности каждого из типов батарей, моделист модет использовать их с максимальной эффективностью и, в большинстве случаев, без неприятных сюрпризов в виде внезапно «севшего» аккумулятора посреди ответственной гонки.


Применение никель-кадмиевых батарей

Аккумуляторы NiCd «не любят» зарядку большим током. Если заряжать такую батарею большим током, то она будет длительное время выдавать высокое напряжение, но общая продолжительность службы аккумулятора сократится. При постоянном заряжании батарей NiCd с малым значением тока, то энергия аккумуляторов будет отдаваться более равномерно, сама батарея будет служить значительно дольше. То есть, для батарей NiCd необходим правильный подбор тока зарядки, который следует всегда соблюдать. 
Нельзя разряжать NiCd-батарею до полного нуля. В этом случае легко может произойти смена полярности банок, так называемая переполюсовка. Не подвергайте никель-кадмиевый аккумулятор резкому перепаду температур. Даже если батарея перегрета, нельзя ни в коем случае класть ее в холодильник или охлаждать водой – это распространенная ошибка некоторых новичков.
  
Хранить NiCd батареи следует при заряде примерно на 30% их емкости и подзаряжать раз в месяц. После длительного хранения следует провести 2-3 цикла заряд-разряд, чтобы потренировать аккумулятор. NiCd батареи часто могут восстанавливать свой потенциал чуть ли не с нуля, это является одним из преимуществ этих аккумуляторов.

Использование литий-полимерных аккумуляторов 

Литий-полимерные аккумуляторы следует заряжать только специальными, рассчитанными на этот тип батарей зарядными устройствами. Саму зарядку следует производить под присмотром, так как LiPo-батареи пожароопасны. 
Зарядку следует производить исключительно с балансиром, контролирующем напряжение на каждой банке батареи (на З/У следует выбирать режим Balance Charge, а не LiPo Charge).

В процессе заряжания следует выбирать напряжение на банке не более 4.25 В, а при эксплуатировании не допускать понижения потенциала на банке ниже 3.0 В. 
Нельзя заряжать LiPo-батареи токов свыше 1С (номинал батареи), в домашних условиях рекомендуется производить зарядку током около 0.5-0.7С. Согласно статистики, более медленный заряд продлевает службу аккумулятора. 

Настраивая регулятор хода, необходимо отстраивать режим отсечки LiPo, во избежание повреждения батареи. 
Следует всегда стараться оставлять в LiPo-аккумуляторах некоторый остаточный заряд (10-20% от емкости).

Эксплуатация никель-металлгидридных батарей

Аккумуляторы класса NiMh достаточно капризные и чувствительные батареи. От того, насколько правильно вы будете их эксплуатировать, заряжать, разряжать и хранить в большой степени зависит срок их службы. При правильном выборе тока заряда (медленный заряд – это ток значением 1/10 от номинала батареи и около 16 часов непрерывной зарядки) такие аккумуляторы могут проработать 3-5 лет, при этом «прожив» от 500 до 1000 циклов заряд-разряд.
 Помните, NiMh батареи обладают эффектом памяти, их нельзя дозаряжать.



 Даже при частичной разрядке такие аккумуляторы следует полностью разрядить, а затем зарядить снова. Если NiMh батареи дозаряжать, то вскоре от перестает отдавать всю емкость, половиня ее. Для восстановления характеристик батареи ее можно «проциклить», сделав 2-3 круга заряд-разряд. Таким образом можно реанимировать до 20-25% емкости аккумулятора. Ток разряда должен быть около 0.1А (чем меньше ток разряда, тем лучше эффект такой «реанимации»). Напряжение же, до которого разряжается аккумулятор, должно отсчитываться от самой «слабой» банки, имеющей наименьшую емкость. То есть, разряжать аккумулятор следует до момента, когда в банке с наименьшем зарядом оно упадет до самого малого значения, но не до нуля, иначе аккумулятор можно просто «убить». Процесс контроля такого разряда может обеспечить «умная» зарядка. 

Хранить NiMh батареи следует в полузаряженном состоянии (до 30-50% от емкости), если вы не планируете применять аккумулятор более недели. Если же хранение без использования превысит месяц, тогда нужно заряжать аккумулятор полностью. Подготавливая аккумуляторы NiMh к эксплуатации после длительного хранения, следует их сначала разрядить, потом полностью зарядить. Согласно статистики, NiMh батареи лучше работают, если их использовать по нескольку раз в день. То есть, такой аккумулятор можно смело заряжать по 2-3 раза на протяжении дня покатушек или соревнований. Дайте только батарее полностью остыть после использования. 
Помните: NiMh-батареи очень плохо переносят перезаряд! Поэтому их нельзя подпитывать слабым током по окончанию процесса заряжания (этим грешат дешевые зарядные устройства). Некоторые моделисты используют режим «добивки» - добивают в заряднике батарею повторно непосредственно перед использованием (за несколько минут). Такой ход позволяет максимально полно получить всю энергию батареи.
 


 Но данная процедура рекомендуется к применению исключительно на дорогих «умных» зарядках (имеется высокая вероятность перезаряда). 

Использование литий-железофосфотных аккумуляторов

Многие называют этот тип батарей вершиной технологий силовых аккумуляторов на сегодняшний день.



Такие батареи рассчитаны на жесткое интенсивное использование и они действительно лучше своих «однополчан» по ряду характеристик. Эти аккумуляторы можно заряжать «быстро» и их емкость *удельная) велика. При эксплуатации они способны отдавать огромные токи. Даже при варварском отношении литий-железофосфатные батареи способны «прожить» до 1000 циклов, а при бережной эксплуатации эта цифра возрастает вдвое, а то и втрое, а продолжительность эксплуатации может достичь 10 лет (при этом падение емкости остается незначительным).

У LiFePo4 батарей нет эффекта памяти, их модно дозаряжать, они не боятся перепада температур.


Для их зарядки следует использовать только специальные зарядные устройства. Хранить их следует в заряженном состоянии (саморазряд батарей минимален – около 3-3.5% за год). Главный недостаток этих батарей – их высокая стоимость. 



При наличии «умной» зарядки эксплуатация LiFePo4 не вызывает никаких проблем.


« все статьи