Радиоуправляемые авиамодели с ДВС: запуск и регулировка двигателя

 
23 сентября 2013 г.
Правильная настройка двигателя радиоуправляемой модели перед запуском – это половина успеха в полете. Конечно, необходимо пройти «курс обучения пилотированию» на симуляторе, правильно отцентровать и сбалансировать модель, учесть массу нюансов, но процедура правильного запуска и регулировки ДВС достаточно сложна для новичков. В этой статье мы расскажем о правильной последовательности выполнения операций по запуску и регулировке двигателя, предостережем от ошибок.

Перед самим запуском двигателя модели следует убедиться в ее полной готовности к старту. Площадка (взлетная полоса) должна быть «чистой» - на ней не должны находиться люди и другие модели, не должно быть каких либо препятствий.
Итак, вы готовы.
Наполните топливный бак модели горючим, иглу регулировки смеси поставьте в рекомендованное производителем модели положение (для запуска ДВС).



 Заслонку карбюратора нужно открыть полностью и прикрыть ее пальцем. Прокрутите 5-10 оборотов пропеллера, чтобы в мотор закачалось топливо. После этого прикройте заслонку карбюратора на ¼, убедитесь, что в плоскость вращения пропеллера не попадают провода и иные предметы. Подключите накал. Заведите мотор с помощью стартера, а при отсутствии стартера – резко прокручивайте пропеллер против часовой стрелки (смотреть со стороны мотора). Двигатель должен завестись. Дайте мотору прогреться, поработать несколько секунд, плавно откройте заслонку полностью. После этого можно отключать накал.



Поднимите модель пропеллером вверх и закручивайте иглу регулировки смеси до момента выхода ДВС на максимальные обороты. По достижению этой точки верните иглу на два щелчка назад. Это положение оптимально.

Далее следует отрегулировать холостой ход. Скиньте обороты до минимальных (следите, чтобы это был устойчивый минимум, ДВС должен работать без перебоев), выждите 5-6 секунд и плавно полностью откройте заслонку (открыть нужно за 1.5-2 секунды, но не рывком). Если мотор набирает обороты рывками и «плюется» - следует обеднить малый газ (закрутить регулировочный болт холостого хода на 15 градусов). Если мотор набирает обороты хорошо, но в процессе сбрасывает их и глохнет – топливная смесь бедная и ее нужно обогатить: открутить болт ХХ на 15 градусов. Оптимальная настройка – если ДВС быстро и без рывков реагирует на изменение положения ручки газа, стабильно держит обороты.
 
Помните! Регулировки следует выполнять только с заглушенным мотором!
Перечень возможных проблем, возникающих при запуске и методика их устранения.
- Перезалитый ДВС.



Признаки: при прокручивании пропеллера мотор издает «чавкание», из выхлопной трубы капает бензин. Нужно снять накал, полностью закрутить топливную иглу, перевернуть модель карбюратором вниз и прокрутить пропеллер в противоположную сторону – вылить лишнее топливо.

- Пропеллер прокручивается очень туго. «Залит» ДВС. Поступать нужно согласно предыдущего пункта, заводить модель стартером в данной ситуации нельзя!

- Недостаточный накал на свече мотора. Проверить накал – при подключении спираль должна раскаляться до малинового цвета. Проверить накал на запасной свече. 

- Недостаточно топлива в ДВС, мотор не заводится. Проверить наличие топлива – подключить накал и медленно прокрутить лопасть пропеллера, проходя верхнюю мертвую точку. Если в моторе топлива достаточно, будет ощущаться «вспышка». Если «вспышки» нет – то нет и топлива, либо неисправна свеча. Нужно подкачать топливо, если проблема не устранится – проверить свечу. Внимание! Прокручивая пропеллер, держите его очень крепко! Рекомендуем перед запуском заливать из шприца один кубик топлива непосредственно в карбюратор. Прокрутить пропеллер несколько раз и заводить мотор. Один кубик топлива – это усредненная «норма», необходимая для запуска мотора. 

Если возникают сложности с настройкой уже стартующего мотора, следует проверить следующие моменты:
- проконтролировать подключение трубки отбора давления к баку и к глушителю;
- проверить топливный бак на отсутствие мусора и посторонних предметов;
- убедиться в герметичности топливной системы;
- если топливо пенится и поступает с пузырьками воздуха в карбюратор, скорее всего у вас сильная вибрация бака (устранить прокладкой поролона).
Всегда контролируйте качество используемого топлива.



Некачественное горючее приводит к проблемам с запуском, невозможности правильной настройки, даже к поломкам мотора. 
Рекомендуемое топливо: 80% метанола и 20% масла (специальная синтетика или касторовое масло). Для улучшения запуска используют 5-10% нитрометанола.  
Помните! Всегда следует соблюдать максимальную безопасность, как при запуске мотора, так и при его настройке. Будьте очень внимательны и аккуратны. Не допускайте попадания в плоскость вращения винта предметов. Берегите руки! Травмы, полученные от вращающегося винта очень болезненны.


« все статьи