Обучение пилотированию: советы новичкам
22 сентября 2013 г. |
Пилотирование радиоуправляемых летательных моделей – дело не простое. Недостаточно иметь полностью собранную и отрегулированную модель, с аппаратурой и пультом управления: ведь вы рискуете разбить ее при первом же полете! Необходим опытный наставник, который подскажет, что и как делать, поможет избежать грубых ошибок. ![]() А что делать тем, к кого нет друзей-товарищей по хобби, кто живет не в большом городе, где можно обратиться за помощью в клуб моделистов? Мы попробуем помочь вам советами и рекомендациями. В первую очередь освойте управление моделью на симуляторе. Так вы закрепите в памяти движения ручек управления радиопередатчика и реакцию модели на каждое перемещение рычагов. Категорически не рекомендуем отказываться от пилотирования модели на симуляторе! Подумайте сами, к чему приведет одна единственная ошибка при управлении реальной моделью: это кружение, поломка, неизбежный ремонт, а нередко – и полное уничтожение летательного аппарата. Симулятор поможет вам отработать все движения до автоматизма, экономя ваше время и сберегая вашу модель в целости. С помощью симулятора вы научитесь держать модель летательного аппарата в горизонте при движении к себе или от себя; отработаете до идеала взлет и посадку; движения ручек передатчика станут для вас «родными», как педали и рукоятка КПП для автомобилиста. Методика обучения пилотированию на симуляторе ![]() Установите симулятор, подключите передатчик, настройте отклонения рулей. Нет смысла расписывать движения рукояток для выполнения каждого маневра – они (движения) интуитивно понятны. Укажем лишь: при движении рукоятки элеронов вправо поднимается правый элерон – получаем правый крен (аналогично с левым элероном); при отклонении рукоятки руля вправо получаем правый поворот (аналогично с перемещением рукоятки влево); при движении ручки руля «на себя» получаем набор высоты, соответственно, «от себя» - снижение; рукоятка газа – «от себя» – увеличение оборотов, а при движении «на себя» - уменьшение вплоть до холостого хода. Наличие элеронов переводит руль управления на вспомогательный уровень и требует его участия лишь на взлете. На начальном этапе его и вовсе можно не задействовать. При отсутствии элеронов руль становится основным органом управления. В этом случае его следует подключить на канал управления элеронами. Не следует дергать рукоятки управления, никогда! Все маневры старайтесь выполнять плавно и мягко, совсем понемногу. Перемещайте рукоятки управления на 5-10% их хода. Модель будет плавно выполнять маневры: крен, поворот. При достижении нужного угла поворота или крена – возвращайте рукоятки в положение «нейтраль». Помните: различные модели ведут себя в воздухе по разному, у каждой из них свой «характер» полета и к каждой модели необходимо приноровиться. Особое внимание требуется при подлете модели, при движении «на себя». В этом случае и элероны, и руль направления работает зеркально. При подаче руля вправо модель повернет налево и наоборот. Отработайте повороты, крены при движении модели «от себя» и «на себя». Помните, что воздухе у вас времени на размышление не будет, поэтому выполнение маневров в любом положении требует отработки до состояния «автомата». Это выполняется одним из трех популярных способов: - нужно представить себя летящим в самолете (тогда движения становятся верными, но это не всегда и не у всех получается); - попробуйте «подпереть» рукоятью элеронов то крыло, на которое наклоняется модель; - развернитесь грудью в сторону полета модели и управляйте ею, глядя через плечо. Как показывает практика, последний способ наиболее эффективен для новичков. По освоению пилотирования моделью на симуляторе выполните «выпускной экзамен»: взлет, круговой полет, выполнение «восьмерки» в плоскости (горизонтально), заход на посадку «по коробочке», посадка. Этот полет должен пройти идеально. Если у вас что-то не получается, лучше не спешить и отработать пилотирование дополнительно. Помните: в реальных условиях пилотирование будет даваться сложнее! ![]() Избегайте следующих распространенных ошибок: - дергание ручек управления; - «заруливание» - т.е. отпуск модели на слишком большое расстояние, на котором пилот уже не в состоянии оценить верно ситуацию; - «подвешивание» модели при посадке – достижение критически малой скорости на слишком большой высоте, в результате чего модель сваливается на крыло или клюет носом. Всегда имейте в голове план полета и придерживайтесь его. При заходе на посадку не отдавайте слишком «от себя» рукоятку и не бойтесь приближающейся земли. Именно из-за «боязни земли» чаще всего возникает «подвешивание». Рекомендуем переходить к реальным полетам лишь тогда, когда вы выполните 30-40 раз взлет-посадку и ни разу не разобьете свой самолет. Симулятор поможет вам не только научиться летать, но и получить определенные навыки: заметить признаки задней центровки, определить точку недостаточности тяги, выработать реакцию на боковой ветер и т.д. Подготовка перед первым полетом Непосредственно перед тем, как отправиться на аэродром, проведите предстартовую подготовку. Тщательно осмотрите и проверьте модель, ее комплектность, зарядите аккумуляторы передатчика и приемника, питания стартовой панели, а также ходовые аккумуляторы при их наличии. Проверьте центровку модели (она должны быть в пределах 25-27% от хорды крыла). Большее значение приводит к практически полной неуправляемости модели. Помните: лучше значительная передняя центровка, нежели хоть немного задняя. ![]() Сбалансируйте модель горизонтально. Модель необходимо уравновесить относительно оси фюзеляжа. Не допускайте перевешивания крыла (уравновесить модель можно грузиком). Проверьте крыло на отсутствие деформаций. Если у вашей модели разъемное крыло – проверьте идентичность углов атаки левой и правой консоли. Необходимо также проверить правильность угла установки крыла и стабилизатора, их симметричности. Угол установки киля по отношению к стабилизатору должен иметь 90 градусов, а расстояние между законцовками крыла и стабилизатора должны быть одинаковыми. Следует также проверить параллельность осей крыла и стабилизатора и пе5рпендикулярность осей стабилизатора и крыла к продольной оси фюзеляжа. Расходы рулей (максимальные углы отклонения) необходимо установить так, как рекомендовано производителем вашей модели. Перепроверьте надежность крепления тяг, при необходимости усильте их силиконовыми трубками. Проконтролируйте надежное подключение всех разъемов и крепление аккумуляторных батарей (они не должны иметь возможности перемещения, уплотнение следует производить с помощью поролона). Аккумуляторная батарея должна находиться впереди приемника, по ходу модели. Так в случае падения модели вы сохраните приемник. Антенна должна быть развернута на всю ее длину. Если она длиннее, чем фюзеляж, - допускается выход кончика наружу. Ни в коем случае этот кончик не следует обрезать! ![]() Перепроверьте надежность крепления двигателя к мотораме, крепления глушителя и пропеллера. Настройте правильно передатчик, перепроверьте отключение двигателя. Без настройки отключения мотора заводить двигатель нельзя. Мотор устанавливается под углом к оси фюзеляжа: около 2о вниз и 1.5о вправо. Это делается для компенсации вращающего момента двигателя. Перед выездом на аэродром не забудьте взять с собой полетный ящик. Рекомендации для первого полета Для первого полета следует выбрать ясный, солнечный день без ветра (не более 3-х метров в секунду, лучше – в абсолютный штиль). О запуске и регулировке двигателя радиоуправляемой летающей модели (ДВС) следует рассказать отдельно (не в рамках данной статьи). Укажем лишь, что все эти процедуры следует тщательно освоить. Особое внимание уделите безопасности! Все работы с топливом следует выполнять только при отключенном накале свечи! При запуске двигателя будьте предельно внимательны, крепко удерживайте модель, а еще лучше – воспользуйтесь помощью товарища. Ваша одежда должна быть застегнута и аккуратно заправлена. Не допускается наличие распахнутых элементов, болтающихся шлеек, шарфов или ремней. В открытых карманах не должно быть ничего, что могло бы выпасть при наклоне. Помните: вращающийся пропеллер может нанести очень серьезные травмы! Итак, вы готовы к полету. Заведите двигатель модели, поставьте ее на взлетную полосу . Зажмите хвост модели так, чтобы стабилизатор был сзади вас. Проверьте тягу, приемистость мотора, работу рулевых поверхностей. Сбросьте газ. Порулите модель на земле: очень плавно добавьте обороты двигателя, прокатитесь по взлетной полосе, развернитесь, верните модель рулением на исходную. ![]() Отработайте руление на земле. Для каждого полета следует создать план. Помните о нем как до, так и во время выполнения полета и строго следуйте ему. Первый полет должен быть максимально простым: взлет, набор высоты, полет по прямой, разворот на 180 градусов, полет в обратную сторону и посадка. Отработав этот полетный план, можно приступать к немного усложненным полетам. Помните о навыках, приобретенных при обучении на симуляторе. Удачных полетов! |
« все статьи |