Аппаратура и электроника

Комплекты передатчиков для моделей
Комплект передатчиков служит для дистанционного управления моделью. С помощью передатчиков осуществляется движение вперед, назад, повороты в стороны, регулируется скорость движения модели.
Передатчики для авиамоделей еще сложнее – с их помощью можно изменять движение модели во всех направлениях, выполнять фигуры высшего пилотажа и даже такие, которые просто невозможны у реальных летательных аппаратов.


Комплект передатчиков – это готовая, собранная радиоаппаратура под конкретную задачу.

Передатчики бывают различных типов и назначений. Они различаются по количеству каналов управления и по работающей частоте. Также важен фактор – мощность передатчиков.

Чем больше мощность, тем на большее расстояние можно управлять моделью.

Передатчики бывают 2-х, 3-х, 4-х канальные, 5-ти, 6-ти, и так далее, вплоть до 14-канальных профессиональных передатчиков.

Простые, 2-х канальные передатчики используют для управления моделями начального уровня, более «серьезные» передатчики – для управления моделями профессионального класса.  

Антенны
Антенны в радиоуправляемых моделях служат для принятия и передачи команд.

Различают антенну передатчика (блока управления) и антенну приемника (принимающей аппаратуры). Антенны передающего устройства, как правило, телескопические – для удобства транспортировки и хранения передающей аппаратуры.
Антенны для приемников бывают различного внешнего вида: у радиоуправляемых машин это кусок пружинистой проволоки, который устанавливается снаружи корпуса (как правило), а у авиамоделей антенна может быть как натянутая на фюзеляже, так и свободно «болтающийся» гибкий фидер.

Также антенна может крепиться и внутри модели.
У авиамоделей при установке снаружи антенну следует натянуть максимально, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление. Также нужно следить за тем, чтобы натяжение не передавалось к месту соединения с приемником, так как контакт можно повредить.  

Внутреннее же расположение антенны в настоящее время даже больше распространено, нежели внешнее. Но такой способ применяется только если фюзеляж модели не оклеен металлической фольгой (в таком случае корпус получается экранированным и радиус работы приемника резко падает).

Модели с короткими фюзеляжами обычно оснащают антеннами, которые свободно свисают с хвостовой части. Укорачивать ее нельзя, хоть это и немного портит внешний вид. Длина антенны всегда должна быть максимальной.


Гироскопы
Назначение гироскопов – это демпфирование угловых перемещений моделей вокруг одной из осей и стабилизация их углового перемещения.

В основном гироскопы применяются на летающих моделях. С их помощью повышают стабильность полета и облегчают управление.
Наибольшее применение (около 90%) гироскопы нашли в вертолетах обычной схемы для стабилизации относительно вертикальной оси путем управления шагом рулевого винта. В моделях самолетов гироскоп может стабилизировать крен, курс и тангаж. Курс стабилизируют в основном на турбореактивных моделях для обеспечения безопасного взлета и посадки, - там большие скорости и взлетные дистанции, а ВПП, как правило, узкая. Тангаж стабилизируют на моделях с малой, нулевой, либо отрицательной продольной устойчивостью, повышающей их маневренные возможности. Крен полезно стабилизировать также на учебных моделях.