А вместо сердца – пламенный мотор! Силовые установки для радиоуправляемых моделей

Как поется в одной песне времен СССР – пламенный мотор – это сердца. В нашем случае – «сердце» радиоуправляемой модели автомобиля. Модели могут оснащаться электромоторами или двигателем внутреннего сгорания, которые, в свою очередь, делятся на бензиновые и нитрометановые.

Электромоторы актуальны для любых радиоуправляемых моделей при малых масштабах, а ДВС – более интересны при больших. Причем, чем больше масштаб, тем эффективность работы ДВС на модели больше. И наоборот – с уменьшением масштаба модели двигатель внутреннего сгорания становится все менее и менее актуальным. 

Среди автомоделей основными «потребителями» ДВС являются машинки восьмого и десятого масштабов. Большинство их оснащаются калильными двигателями, работающими на нитро-топливе (смесь метанола и нитрометанола).

Гиганты – шестой, пятый, четвертый масштаб оснащаются моторами с искровым зажиганием (работающие на бензине ДВС). 
В автомоделизме на сегодняшний день принято два типоразмера калильных ДВС (типоразмеры по габаритам картера):
- smallblock – моторы с 12-го по 23-й, объем от 2.0 до 3.8 см.куб.
- bigblock – с 21-го по 30-й, объем от 3.5 до 5.0 см.куб.

Двигатели bigblock характеризуются большим ресурсом, большей мощностью и крутящим моментом, нежели моторы smallblock. К тому же bigblock обладают более плавной характеристикой относительно положения заслонки карбюратора. Двигатели smallblock выигрывают по сравнению со своими «конкурентами» только за счет более низкой цены. 



Иногда, ставя перед собой задачу развить максимальную мощность, некоторые производители устанавливают на модели два мотора вместо одного. Оба двигателя ставятся параллельно и вращают одну ведомую шестерню КПП. Моторы заводят последовательно. Вместе они обеспечивают практически увеличенную вдвое мощность. Но возникает необходимость регулировки синхронности работы ДВС. Кроме этого, возрастает вес модели и нагрузка на шасси, подвеску, рулевое управление. Вопрос об установке двух силовых агрегатов вместо одного на автомоделях до сих пор остается спорным. 

Некоторые производители идут другим путем: устанавливают на свои модели запредельно большие моторы (то есть, ДВС большего рабочего объема, нежели принятые в классах моторы). Например, монстр HPI Savage в конверсионном варианте от Hot Bodies – Truckzilla оснащен 46-м мотором, объемом 7.5 см.куб. Такой двигатель развивает мощность 4.5 л.с. Существуют автомодели с двигателем в 11 см.куб. и с еще большими объемами. Все эти автомодели, по сути, «нелегальны» и их не используют на официальных соревнованиях. Их удел – покатушки и клубные гонки – как максимум. 

Электродвигатели, используемые в автомоделировании, отличаются простотой и надежностью. Электромоторы удобны в эксплуатации, надежны, стартуют с пульта и обеспечивают отменную динамику моделям. Кроме этого, их замена значительно проще, нежели ДВС, да и стоимость электродвигателей ниже.

Небольшие радиоуправляемые модели используют двигатели от 160-го до 550-го типа. Эти моторы запитываются от батарей, составленных из стандартных элементов (от 4 до 6 единиц). 
С увеличением габаритов и веса моделей небольшие электромоторы уже не в силах обеспечить должную мощность, поэтому некоторые модели оснащают сразу двумя моторами 550-го класса или одним большим – 700-800-го класса вместо двух. Для питания устанавливают две стандартные модели по 6 элементов в каждой. В электромоделях крупного масштаба используются высоковольтные – 12-вольтовые двигатели, с паралельной системой электрического подключения. Такое включение дает больший КПД, нежели использование двух высокооборотных двигателей, включенных последовательно. 


Электродвигатели делятся на коллекторные и бесколлекторные. Коллекторные электромоторы проще в изготовлении, они дешевле и для них требуются более простые регуляторы оборотов.
Бесколлекторные моторы надежнее коллекторных, у них нет «узкого места» - щеточного узла, у них более высокий КПД, но и стоят они дороже коллекторных двигателей.