Гонки монстров: классификация и требования

Как было рассказано в нашей предыдущей статье, самым популярным и интересным классом для спортивных состязаний монстр-траков является масштаб 1:8. 


Многие ведущие производители автомоделей изготавливают уже не первое поколение моделей машин этого класса, а те же, кто не успел стать в «первые ряды», с поспешностью выпускают свои монстр-траки или анонсируют их предстоящий выход. 

Класс монстр-траков стал настолько популярным, что для него мировое сообщество автомоделизма разработало свои, особые требования, согласно которым модели допускаются к соревнованиям.

Итак, требования к радиоуправляемым моделям монстр-траков:

1. Линейные размеры модели должны соответствовать масштабу, в котором представлена данная модель (представлена для участия в соревнованиям). Задекларированный производителем масштаб может не соответствовать реальным габаритам модели.
2. Вес модели также должен соответствовать принятым нормам.
3. Соответствие параметров, обеспечивающих безопасность модели.
4. В зависимости от регламента соревнований устанавливаются ограничения на объем топливной системы.
5. Ограничения, касающиеся используемых систем радиоуправления.
6. Особенности допускаемых к соревнованиям типов шасси и трансмиссии.
7. Параметры силовой установки (могут ограничиваться регламентом). 
8. Допустимый экстерьер (внешнее оформление модели).


Как правило, клубные соревнования допускают соответствие моделей лишь части приведенных требований (основным требованиям), а в рамках спортивных состязаний, которые проводятся спорт-организациями обязательно соблюдение всех перечисленных требований. 

Большое разнообразие вариантов моделей все того же восьмого масштаба привело к разделению их (за рубежом) на три подкласса: smallblock, standart и unlimited. В первый класс входят модели с уменьшенным по габаритам мотором. Во второй – с расположением двигателя на высоте 38 мм. над нижней точкой шасси (без учета высоты колес) при полностью сжатой подвеске (замер производится от нижней точки картера двигателя). «смалблок» и «стандарт» часто на соревнованиях объединяют в один класс. Третий класс («анлим») не имеет ограничений по высоте установки двигателя. В России с 2006 года приняты технические требования к монстр-тракам, согласно которым все модели делятся на два класса – «стандарт» и «анлимитед». 

Самыми популярными соревнованиями среди монстр-траков в России являются гонки Московского монстр-рейсинга. Кроме этого, среди монстр-траков проходят соревнования, организовываемые Федерацией Автомодельного спорта. Для восьмого класса определено название – МТ-8. Все перечисленные пункты требований для этого соревнования справедливы. Нарушения наказываются дисквалификацией.
 
Конкретизируем требования для участия моделей монстр-траков восьмого масштаба в соревнованиях (в рамках Федерации Автомодельного спорта РФ – Чемпионат России).

1. Диаметр колес, минимальный: 130 мм. (стандарт), 115 мм. (анлимитед);
2. Ширина колес, минимальная: 70 мм. (стандарт), 57 мм. (анлимитед);
3. Допустимая колесная база – свыше 300 мм.;
4. Объем топливной системы (без учета объема карбюратора) – до 175 мл.;
5. Требования к шинам: материал изделия – резина, резиноподобный материал, без жестких шипов, ширина – не менее ширины дисков, колесные гайки не выходят за габариты колесных дисков;
6. Бортовые системы радиоуправления запрещены (гироскопы и проч.);
7. К соревнованиям допускаются ДВС до 4.6 см.куб. объемом;
8. Вес модели, минимальный: с ДВС до 3 см.куб. – 2700 гр., с двигателями объемом более 3 см.куб. – 4300 гр. (стандарт), 2700 гр. (анлимитед). 

На сегодняшний день, ввиду большого разнообразия монстр-траков, наличия различных конструкций и массы опционных деталей правила для проведения соревнований еще не могут установить жесткие рамки. К соревнованиям допускаются модели с многоскоростными КПП, с реверсом, с управлением всеми четырьмя колесами. Для запуска двигателя применяются любые старт-системы (включая бортовые).