Техническое обслуживание радиоуправляемых моделей

Радиоуправляемые модели автомобилей, как и их «взрослые» прототипы нуждаются в периодическом техническом обслуживании. Поддержание хорошего технического состояния машинки – это залог ее длительного полноценного существования, ее безотказности в процессе поездок. 
Состояние узлов и агрегатов мини-автомобиля напрямую влияют на полевые технические характеристики: скорость, динамику, управляемость. Особенно это важно, если вы принимаете участие в соревнованиях. Технически неисправная или находящаяся в плохом техническом состоянии машинка вряд ли дойдет до финиша первой, да и вообще – дойдет ли?

Попробуем разложить по полочкам, что, как часто и в какой периодичности нужно делать, чтобы поддерживать хорошее техническое состояние вашей модели.
Правило первое: не ленитесь! После каждого воскресного выезда и серьезных покатушек машинку нужно осматривать и мыть.
Правило второе: не забывайте обслуживать главные агрегаты и узлы ваших радиоуправляемых моделей: двигатель, трансмиссию, подшипниковые узлы, шрусы, детали подвески.
Правило третье: заботьтесь об аккумуляторах. Заряжайте их в штатном режиме, не «насилуйте» без надобности фаст-зарядом, оберегайте от перезаряда. 
А теперь: по порядку.
Очищать модель от грязи лучше всего кисточкой для краски. Можно, конечно, очищать и струей воздуха, если в вашем распоряжении есть компрессор. Но такой способ очистки требует должного опыта. Например, с помощью струи воздуха не рекомендуется сдувать грязь с подшипников, так как она попадает внутрь подшипникового узла. Из-за этого подшипники сразу же начинают хуже работать и быстро выходят из строя. Поэтому используя компрессор, нужно направлять струю воздуха аккуратно. Лучше всего для чистки применять специальные аэрозоли – они не токсичны и не вредят деталям. При выборе таких аэрозолей следите, чтобы в их составе не было сольвента – это растворитель, который активен для лексана. Если пользоваться такой аэрозолью, можно испортить кузов.

Подшипниковые узлы традиционно относятся к самым язвимым местам радиоуправляемой модели. Они больше всего нагружаются во время поездок. Трансмиссионные подшипники, как правило, находятся в картерах. Они защищены от пыли и грязи. А вот ступичные подшипники подвержены всем «тяготам» гоночных трасс. Частично от грязи и влаги спасают пыльники. Следите за их целостностью, при разрывах сразу же меняйте. В подшипники внедорожников после промывания следует сразу же закладывать очень густую смазку (силиконовую). Работу ступичных подшипников нужно проверять после каждого выезда на трассу и при ухудшении качения – устранять проблемы. В машинках с ДВС, особенно на внедорожниках не обязательно мыть ступичные подшипники после каждого выезда, следует только контролировать их состояние.  
На шоссейных автомоделях с электроприводом, где очень важен ресурс аккумулятора (он зависит от сопротивления качения) промывать ступичные подшипники нужно не реже чем один раз в два выезда на соревнования или покатушки. 
Мыть подшипники следует жидкостью для очистки тормозных дисков, не содержащей щелочи. Хорошо для этой функции подходит ВД-40. После промывки, смазывания маслом, установки на место и закладки смазки в подшипники протрите узлы, чтобы удалить излишек смазки – так на них не будет прилипать грязь. 



Обслуживание трансмиссии зависит от типа модели. У электромоделей с карданной передачей трансмиссию следует обслуживать так же часто, как и подшипниковые узлы. Сухие зубчатые передачи не нужно смазывать, так как на них будет налипать грязь и это приведет к ускоренному износу. Зубчатые передачи достаточно промывать спиртом или спиртосодержащими растворами. 
Дифференциалы следует периодически проверять и регулировать. Дифференциал должен работать мягко и без проскальзываний. Это касается гоночных шоссейников. Внедорожные модели оснащаются сателлитными дифференциалами, они герметичны и не требуют промывки. Но следить за их функционированием надо. 
На моделях, оснащенных ДВС, нужно следить за состоянием сцепления и отдельно проводить цепь мероприятий обслуживания мотора. Если машинка начинает пробуксовывать при подъеме на горку – пора отправлять в ремонт узел сцепления, скорее всего фрикционы износились. 
ДВС хоббийных моделей не тнебует слишком частого обслуживания. Просто следите за тем, чтобы воздушный и топливный фильтры не загрязнялись, а сам двигатель был герметичен. При появлении подтеков топлива или масла течи нужно устранять. Также периодически проверяйте герметичность сальников и иглы карбюратора. А кроме этого, контролируйте нагар свечи. Удаляйте его или периодически меняйте свечу. 
ШРУСы на внедорожниках нельзя смазывать! Налипший песок образует абразив, который изнашивает узел очень быстро, вплоть до клина. Из-за этого на моделях с ДВС даже бывают поломки полуосей. Внутри шарниры следует промывать спиртом.



Для этого не подойдет ВД-40 (в этом средстве содержится смазка). Оптимально – полностью разобрать шарнир, промыть спиртом, вытереть насухо и снова собрать. Оптимально проверять узел раз в неделю. На шоссейниках, используемых на ковровых трассах можно закладывать немного молибденовой смазки.
Электромотор регулярно используемой радиоуправляемой модели нужно периодически протачивать (проточка коллектора) и менять щетки. В режиме соревнований это обычно делают раз в 3-5 заездов. Моторы V2 с V-образным размещением щеток (новинки) можно не протачивать до 15 заездов. Те же, кто использует электромоторные модели для домашних покатушек, могут протачивать коллекторы раз в 3-5 уик-эндов. 


Обслуживание подвески сводится к регулярной очистке ее элементов от песка и грязи, регулярной перезаправке амортизаторов маслом, контролю состояния наконечников тяг и их замене по необходимости, контролю люфта в креплении рычагов и его устранению регулировочными шайбами.