Выбор радиоуправляемого автомобиля: в помощь начинающему автомоделисту

Для человека, никогда не сталкивавшегося с радиоуправляемыми автомоделями, все их разнообразие и предназначение каждой конкретной модели понятны довольно смутно. В этой статье мы попробуем разложить все по полочкам, чем «упростим жизнь» начинающим моделистам-любителям в мире уменьшенных копий «Ламборгини», «Хаммеров» и гоночных багги.



Радиоуправляемых машинок производится огромное количество, но все они подразделяются на классы и типы: по масштабу, предназначению, виду используемого движителя и топлива. Наверняка вам встречались странные радиоуправляемые игрушки китайского производства? Вот эти, неподвластные классификации куски яркой пластмассы на колесах сразу же мысленно вычеркните из памяти. Это для детей 1-3 лет. В остальном же, машинки на радиоуправлении различают по масштабу. 


Самые маленькие – радиоуправляемые машинки-игрушки 43-го, 30-го, 27-го, 24-го и т.д. масштабов. Вплоть до четырнадцатого масштаба. Эти автомодели называют настольными или офисными. Для машинки 43-24-го масштабов действительно можно соорудить трассу прямо на столе, настолько она миниатюрна. А вот автомодель четырнадцатого масштаба лучше прокатывать уже на полу. Все эти машинки относятся к хоббийному классу. Их коллекционируют, устраивают покатушки прямо в доме, в качестве развлечения, иногда – даже офисные гонки. Но не более. Поэтому, если вы решили всерьез заняться моделированием или хотя бы приобрести модель для воскресных покатушек на свежем воздухе, обратите свое внимание на машинки более крупного масштаба. 

RCE 12
Двенадцатый масштаб – это уже серьезно. Такие модели используются для заездов на ковровых и асфальтированных трассах. И в этом классе проводятся состязания. Управлять машиной двенадцатого масштаба уже сложнее, нужны тренировки и навыки. Машинки этого класса идеально подойдут тем, кто хочет соревноваться, но не имеет еще достаточного опыта в управлении, тюнинге, ремонте и т.д. «Двенадцатки» проще более крупных моделей, их сложнее разбить. Но они – это уже не игрушки, это некий переходной класс с претензией на серьезность. 

1:10
Десятый масштаб делится на классы и подклассы. В него входят багги, трагги, монстры, шоссейные машинки, шоткорсы, краулеры, раллийники и машинки для дрифта. Это самый настоящий мощный пласт, где есть место для радиоуправляемого автомобиля на любой вкус. Автомобили десятого масштаба уже являются больше копией «взрослой» машины, нежели «закамуфлированной» под автомобиль игрушкой. У таких автомоделей может быть полностью независимая подвеска, маслонаполненные амортизаторы, аналогичные автомобильным рулевые тяги, дифференциалы, карданные валы, копийные кузов, салон, колесные диски и шины и так далее. Стоимость таких машинок может достигать нескольких тысяч долларов, хотя, в среднем, конечно же, они дешевле (несколько сотен долларов). 

Рассматривая десятый класс с точки популярности и соревновательности, можно классифицировать и описать эти модели следующим образом:
- Супертуризм: самый популярный вид гонок в России. Кузовные соревнования в нашей стране пока еще самые массовые. Хотя, у них огромная популярность и за рубежом. Хотя, у них огромная популярность и за рубежом. Модели класса «супертуризм» оснащаются полным приводом, независимой подвеской с маслонаполненными амортизаторами, дифференциалами с регулировкой и т.д. Следует напомнить, что в десятом классе автомодели уже делятся по типу движителя (ДВС и электромотор), но об этом позже. 



- Внедорожники: состоят из раллийных моделей, багги, трагги, джипов, шоткорсов, монстров, краулеров. Эти модели имеют много общего, но и отличий между подклассами немало. Конечно же, они оснащаются независимой подвеской, имеют полный привод, маслонаполненные амортизаторы, дифференциалы и так далее. Но их центр тяжести оптимизирован под прыжки и преодоление препятствий, подвеска – длинноходовая, клиренс – большой, резина – широкая, с развитым протектором. 

Багги и трагги – модели параллельные, со схожим шасси, но с различными кузовами и резиной. Багги имеют более узкую колею и спортивный гоночный кузов-раму. Трагги обуты в более широкую резину, имеют, соответственно, колею пошире и оснащаются кузовом от пикапа или грузовичка. 

Краулеры – вообще созданы для преодоления практически любых препятствий. Они могут перелезать через стволы деревьев, взбираться буквально на отвесные скалы. Конечно же, у краулеров полный привод, развитая длинноходовая, независимая подвеска. Обуты краулеры в специальные, большие шины, выступающие за габариты автомодели впереди и сзади (это сделано для того, чтобы можно было преодолевать сложные препятствия, упираясь в него скатом).
 
Раллийники – это адаптированный под бездорожье супертуризм. Конечно, у таких моделей проходимость меньше, нежели у багги или трагги. Для них нужен укатанный грунт или гравий. 
В целом, десятый масштаб – это океан страстей и возможностей. Он подойдет и новичкам, и моделистам с опытом. В этом классе можно дорасти и до чемпиона мира.

Масштаб 1:8
В восьмом масштабе все еще более серьезно, нежели в популярном десятом. Конечно, машинки этого класса очень похожи на «десятки», но они крупнее, более реалистичны, их моторы мощнее и способны развить очень большие скорости. Среди массы «восьмерок» можно выделить стоящие немного особняком «бигфуты» или «монстры» - популярное хоббийное направление. Они пришли к нам из США – машинки с кузовами от пикапов или внедорожников и огромными колесами. Такие модели выглядят вполне эффектно, они здорово гоняют и имеют высокую проходимость. Восьмой класс – это «размер» для серьезных моделистов и новичкам, ввиду значительной стоимости и неизбежности «убивания» модели в процессе освоения их не стоит рекомендовать.

King Size – 1:5
Пятый масштаб – это действительно королевский размер среди автомоделей. Их можно разделить на onroad и offroad. Шоссейники такого большого масштаба немного менее популярны, чем их внедорожные собратья. Во внедорожном классе есть и кузовные версии, и грузовики, и формулы. Эти «слегка» уменьшенные автомобили могут быть настолько копийными, что на фотографии или видео отличить их от настоящих на трассе можно лишь по отсутствию за рулем пилота. Модели такого класса весьма дороги. Но и ресурс их значительно выше, нежели у десяток и восьмерок. В частности это касается моделей с ДВС. 



Пятерки приобретают настоящие фанаты, люди, погруженные в моделизм с головой.

ДВС и электропривод
Радиоуправляемые модели оснащаются двигателем внутреннего сгорания или электромотором в качестве движителя. О том, что лучше, а что хуже споры идут не один десяток лет. Мы же не будем склонять новичков в ту или иную сторону, а лишь опишем сжато преимущества и недостатки обоих силовых агрегатов.
Электромотор работает не так реалистично, как ДВС, и он мощнее, но в то же время, электромотор гораздо проще в эксплуатации и настройке. ДВС нужно обкатывать, отстраивать. Этот процесс трудоемкий и хлопотный.  Он не всегда под силу новичкам. В то же время машинку с ДВС вдали от розетки 220 В можно просто дозаправить горючим из бутылочки, в то время как электроприводная модель требует зарядки аккумуляторной батареи. 

В завершении укажем, что ДВС для радиоуправляемых моделей делятся на бензиновые и нитро варианты.Первые заправляются обычным высокооктановым бензином, вторые «кушают» специальное горючее – нитрометан. Поэтому, выбирая модель под себя, учитывайте все нюансы!